Дайны: рождение и воспитание детей


Однако в народных песнях баня чаще всего упоминается в связи с рождением ребенка. В таких случаях ее называют баней Лаймы или баней Мары, по имени древнелатышских богинь, покровительниц матери и дитяти.

В ожидании «трудных дней» молодая женщина полет тропку, ведущую к бане, чтобы Лайма могла поспешить ей на помощь. Когда рождался ребенок, Лайма или Мара предсказывали ему судьбу; но и близкие могли немало сделать для новорожденного: наделить его хорошим характером, красотой, обеспечить материальный успех. Поэтому чрезвычайно важная роль отводилась первому большому торжеству в жизни человека — обряду наречения.

Обряд наречения и все связанные с ним действия обычно происходили недели через две после рождения ребенка. Самым главным событием был выбор кумовьев — крестного отца и крестной матери, так как считалось, что от характера кумовьев зависел в будущем и характер ребенка. Действия кумовьев, их одежда в ритуале наречения также играли существенную роль.

Если кума воткнет в свою одежду иголку, девочка вырастет быстрой, проворной, как иголка. Если кума наденет овечью шубу, У крестницы будут виться волосы и овец она будет выращивать умело. Кумовья сажали розы — «чтобы крестница цвела, как роза», и т. д.

Самым важным моментом во время крестин был танец с крестницей — кумовья мелкими шажками кружились посреди комнаты, попеременно качая ребенка на руках, называя его при этом по имени и желая ему рано начать ходить, говорить, расти сильным и здоровым.

После того как обряд наречения перешел в ведение церкви, роль кумовьев свелась к обязанности отвезти ребенка в церковь и привезти домой уже «с именем».

Кумовья ездили рубить очеп для колыбельки. Рубили очеп обычно на вершине горы, в красивой березовой роще, чтобы ребенок рос красивым и правильно говорил. Колыбель уже поджидала новорожденного дома — она передавалась из поколения в поколение. Вешали ее возле материнской постели и, прежде чем положить ребенка, клали в колыбель подарки — хлеб, деньги, «разумные советы».

Главным воспитателем ребенка была мать. Целенаправленное воспитание начиналось с первых колыбельных песен, детских потешек, присказок, считалок. Недаром Кришьянис Барон называет детские песни «плодом древней культуры и древних условий». Они заменяли крестьянским детям школу и книги. Песни знакомили детей с окружающим миром, увлекательно разъясняли основные нравственные понятия.

Главными героями детских песен являются дикие и домашние животные. Девушки говорят о парнях, о женихах, девочки — «о ягнятах, о козлятах». У животных в детских песнях свои заботы, радости и огорчения, очень похожие на заботы и радости детей и их родителей. Одинаковые у них добродетели и недостатки. За игрой и шуткой подчас таятся серьезные вещи, в них содержится намек на социальные противоречия, существующую общественную иерархию.

В детских песнях на первом месте — мать. Мать заботится об одежде и пище, воспитывает первые трудовые навыки, она первый учитель и советчик. Эта роль матери особенно отчетливо проступает в сиротских песнях. Дети, оставшиеся без родителей, особенно без матери, тотчас оказываются на нижней ступени социальной иерархии, обречены на страдание и горе.

Сироты в народных песнях часто олицетворяют угнетенный класс вообще. «Вечером без солнышка» плачут все сироты, повинующиеся суровым господам. В сиротских песнях проступает еще одна очень важная антитеза: сирота и чужая мать, мачеха или просто хозяйка, на которую работает сирота.

Существенно, что народная песня старается морально поддержать сироту, наделяя ее самыми достойными чертами характера, красотой, высокой нравственностью. У сироты самые сильные покровители — Лайма и Мара. Часто мать сиротам заменяет сама Сауле (Солнце, в латыш. яз.— ж. р.), которая греет, жалеет, побуждает трудиться.

Солнце и мать вообще в детских песнях параллельно действующие образы. Зачастую они употребляются с одними и теми же эпитетами — милая, белая. «Белый» — в латышском фольклоре не менее существенное определение, чем «милый». Это самый излюбленный цвет в одежде, в природе и является отголоском древнего культа света. «Белый» означает красивый, нравственный, чистый.

Рига©