Дайны: похороны


Песни сопровождали и похороны. Смерть неотвратима, но не трагична. Она тяжела, когда человек умирает молодым, «кто в расцвете века помер, вот где горе горькое», тогда остаются дети и старики, которые так нуждаются в заботах умершего. По понятиям древнего латыша, труд и жизнь продолжаются и в загробном мире, только «живется там не так хорошо», — «ни птахи малые не поют, ни кукушка не кукует». Это царство духов, и царит там Мать духов.

Если брат умирает молодым, он «среди духов находит невесту», в тот день, когда «солнце дождик проливает» — «духи свадьбу справляют». Вдова знает, что ее кормилец, «пахарь», «пашет на серебряной горке», и просит верховное божество Диева спустить золотую лесенку, чтобы она смогла принести пахарю обед.

Готовясь умереть, старые люди загодя запасались гробом и погребальной одеждой — часто самыми красивыми предметами свадебного наряда. Люди предпочитали умереть во время работы, как умерли родители: «батя — с цепом на гумне, мать — месивши дома тесто».

Покойнику закрывают глаза, обмывают его и укладывают в гроб, а в стул, на котором он сидел при жизни, вбивают гвоздь— «пригвоздить смерть», чтобы живых не трогала. Гроб стоял в клети или в риге — где было прохладно и темно. Накануне похорон съезжалась родня, чтобы провести с умершим последнюю ночь, вспомнить его добрые дела, спеть прощальные песни. После завтрака готовятся к поездке на кладбище, к Матери кладбища, «отдать тело» Матери земли. От имени умершего возчикам и могильщикам раздают рукавицы и носки.

В похоронные дроги обычно запрягали лошадей темной масти, особенно если умерший был молодым. Песни наказывают много не плакать, иначе покойник будет лежать в сырости. «Наша жизнь — короткий миг...» Но если телу человека суждено умереть, суждено сгнить, то имени его суждено жить долго — остаться в родном доме, «в том углу, где сиживал».

Но вот все закончилось, люди возвращаются к своим будничным делам, пока вновь не соберет их вместе какое-нибудь радостное или грустное событие. Народная песня широко отразила все работы и ремесла, которыми занимались обитатели старинного крестьянского дома и их покровители — мифологические заступники, помогающие человеку в его делах. А главным делом было землепашество и животноводство.

Рига©