Латышские божества в дайнах


Из всего контекста народных песен явствует, что человека во всех его делах, в горе и в радости сопровождали языческие божества, которые с течением времени обрели черты христианских богов.

Верховное божество Диев — не видовое понятие, это имя собственное. Диев трудится на земле, он первый заступник землепашца, только поле его — весь мир: он пашет и сеет, наполняет клети, варит пиво, защищает сирот и бедняков от власть имущих. Он выходит сеять с серебряным ситом, крестьянину сеет «ячмень и рожь», господину — «сорную траву».

Диев зачастую действует заодно с Лаймой, вершительницей человеческих судеб.

У Диева много сыновей. Из-за этих молодых людей у него происходят бесконечные препирательства с Солнцем, потому что сыновья Диева обращаются с дочерьми Солнца примерно так же, как на земле парни со своими сужеными. Дочь Солнца идет сгребать сено для коней сынов Диева, моет золотые бидоны в источнике, плачет, когда сыновья Диева снимают с ее руки колечко.

В некоторых мифологических песнях Солнце и Месяц—супружеская пара, в других Месяц сватается за дочь Солнца. Случается, что пастушка или сиротка находит в конце своего пути солнечное дерево, на одной ветке которого Солнце повесило свой пояс, на другой Месяц повесил свою шапку, а на третьей сверкает утренняя звезда. В небе хозяйничает еще Перкон, носитель дождя. Обычно у него девять гнедых коней, девять сыновей и девять дочерей — сеятельниц дождя.

Рига©