Древнейшие культурные влияния


Ранние культурные контакты Латгалии связаны прежде всего с соседними русскими землями. Население, жившее в долине Западной Двины, платило дань полоцкому князю. Латгальское княжество Герцике (нынешняя Ерсика) приняло православие от русского народа.

Предположительно это было за столетие — полтора до Северных крестовых походов XIII века. Память об этом осталась в латгальском диалекте латышского языка. Первые слова, связанные с христианством, — «церковь», «колокол», «святой», «пост» и другие, пришли из России. Из России принесены первые представления о фонетической письмен-ности и о других сторонах христианской духовной культуры.

До XIII века, когда начались крестовые походы, приобщившие Латгалию уже к западнохристианской культуре, латгальцы находились в сношениях и с более дальними странами. Археологи утверждают, что излюбленным украшением латгальских женщин были легкие раковины каури, уже в VII веке привозимые с побережья Индийского океана2. В IX веке, по свидетельству скандинавских саг, вверх по Западной Двине шел путь в «Грикландию» (Грецию) и «Миклагард» (Константинополь).

Если отправиться в Латгалию из Риги, вдоль Западной Двины, или по водному пути, то приходится проезжать через местечко Айзкраукле. Древнее название его — Ашераден, или Аскераден, что значит «пристань судов». Тут приставали норманские ладьи-однодревки «аски», которые нужно было волоком тащить через местные пороги.

Некоторые исследователи, находя латышские по звучанию имена в византийских документах, содержащих перечни прибывших туда викингов, полагают, что к экспедициям варягов присоединялись местные любители дальних странствий — ливы, корсы (курши), латгалы. В находках археологов часто встречаются римские, византийские, арабские монеты, свидетельствующие о характере внешних связей Латгалии в первом тысячелетии новой эры.

Рига©