Завершение путешествия по Латгалии


Окончилось наше путешествие по Латгалии. Мы проследовали тем путем, который обычен для приезжающих на юго-восток Латвии туристов, отдыхающих, командированных. Многим было бы небезынтересно узнать историю тех памятников, которые видны на пути.

Рассказывая о памятниках, я стремился не ограничиваться сухим изложением фактов прошлого, простым упоминанием архитектурных достоинств. Хотелось представить латгальскую старину в контексте тех мыслей, той особой духовной атмосферы, в которой они создавались, или, пользуясь словами академика Д. С. Лихачева, представить памятники в их культурной среде.

Виденное, однако, еще не вся Латгалия. За пределами нашего маршрута осталась глубинка края. В ней тоже много интересного.

Сердцем Латгалии называют архитектурный ансамбль Аглонского монастыря. С ним связаны многие исторические события, а также народные предания.

Доминиканский костел на берегах реки Синей — Пасиене — шедевр позднего барокко, памятник всесоюзного значения.

Деревянная базилика в Феймани словно переносит зрителя не только вглубь веков, но и в духовный мир латгальского крестьянина — столь впечатляющи резные лики аллегорических фигур. В Калупе возвышается храм середины прошлого века — внушительная копия итало-византийской Равенны.

А латышский искусствовед Э. Дубиньш показал автору крохотную каплицу в стороне от извилистого и запутанного проселка. Каждый предмет там — от половика, скамьи или подсвечника до алтарных картин — подлинная древность, насчитывающая не одно столетие.

В окрестностях Малты, сбившись с пути, мы с инженером и фотографом Михаилом Богдановичем неожиданно наткнулись на водяную мельницу прошлых веков.

Поразила техническая эстетика сохранившегося и работающего поныне гигантского деревянного механизма. Не меньше удивили нас различные станки суконного дела времен промышленной революции первой половины прошлого века. И они исправно функционировали, опекаемые заботливыми руками потомственных мастеровых, выполняя заказы местных крестьян. И, конечно, руины не названных здесь орденских замков, городища, усадьбы, места, связанные с историческими лицами.

Пытливый путник найдет в Латгалии еще много других достопримечательностей. Латгалия — малоисследованный край. Это относится, к сожалению, и к истории края.

Академическая история культуры этих мест еще не написана. Да и узкоспециальные работы — редкость. Настоящая книжка — в известном смысле, первая попытка ликвидировать белое пятно после скромного латгальского сюжета в известной книге Б. Виппера «Искусство Латвии в эпоху барокко», посвященной главным образом барокко Курляндии. Поэтому данная книга не застрахована от возможных неточностей. Но если все же настоящий труд возбудит интерес читающей и путешествующей публики к самобытному культурному наследию Восточной Латвии, то автор сочтет свою задачу выполненной.

Рига©